^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Эвенки-орочоны, связавшие с незапамятных времен свое существование с оленем и оленеводством, испытывают к оленю особые чувства.

Прежде без оленей были невозможны перекочевка, охота, обустройство жилья, пошив одежды, полноценное питание и еще многое другое. От оленей в напрямую зависела жизнь эвенка-таёжника. «Нет оленей – нет эвенка» – когда-то это распространенное выражение имело буквальный смысл. На оленях лежит печать избранности. Отношение к оленям углублено в духовную, религиозную основу традиционной эвенкийской культуры.
Это духовное измерение отношений человека и оленя не утрачено полностью и поныне. Так, в частности, среди эвенков с. Усть-Нюкжи, Ивановского и некоторых других поселений сохраняется культ оленя и связанные с ним определенные запреты: кости оленя запрещается рубить топором (при разделке используется только нож), копыта нельзя скармливать собакам.
В особенности почитается белый олень. До сих пор бытует представление о том, что белый олень – не просто редкое и красивое животное, а священное существо (сэвэк), оберег, хранящий все стадо: «он все стадо ведет». Название такого оленя – сэвэк – родственно наименованию божества – Сэвэки, что указывает на взаимосвязь этих двух существ и священную природу ритуального животного.
Возрождается традиционный обряд посвящения белого оленя. В ходе этого обряда выбирают из стада оленя белой масти, разводят костер, исполняя молитвы и заклинания, окуривают дымом костра и очищают огнем специально изготовленные узды. Эти узды, зачастую расшитые, покрытые орнаментом, раскрашенные рисунками, имеют бахрому, кисти, свисающие спереди. Надетая оленю на голову, эта ритуальная узда, закрывающая оленю глаза и часть морды, похожа на шапку шамана.

Источник - Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры. - Благовещенск, 2012.

Наму, изготовленное для А.И. Мазина. Образ священного белого оленя

Священный олень – сэвэк

Узда для священного оленя-сэкэка, первая половина XX века

Материал подготовлен научным сотрудником Научного музея АмГУ Родионовой К.И.