^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

В культуре эвенков традиционная картина мира отражена в фольклоре – сказаниях, пословицах и других формах устного творчества. Однако фольклор – не единственная форма репрезентации и трансляции картины мира.

Картина мира в эвенкийской культуре визуализирована на некоторых композициях шаманских бубнов, декора одежды и т.д. Картина мира в культуре амурских эвенков находит свое отражение также в изображениях на оленьих шкурах – ритуальных ковриках наму. «Слово "наму" в диалекте верхнеамурских эвенков обозначает родовую территорию. Существуют две разновидности наму – оленные и охотничьи. Оба вида использовали при общеродовом шаманском обряде сэвэкан (оживление природы и окружающего мира), при мелких обрядах благодарения Сэвэки (покровитель растительности и животного мира) за удачную охоту, при просьбах послать охотничью удачу и благополучие роду, здорового стада оленей, детей и т.д. Во время обрядов наму окуривали дымом, мазали кровью, приносили небольшие жертвы, бросая в огонь кусочки жира. Хранили наму втайне от посторонних глаз в ритуальной шкатулке муручун со святынями семьи и рода».
Наму изготавливаются из обработанных до состояния замши оленьих шкур (ровдуги), расписываются красящими веществами и украшаются кожаными ленточками и бахромой, кусочками шерсти, тканью. От обычных кумаланов – ковриков из оленьих шкур – наму отличаются, прежде всего, меньшим размером и своим исключительно ритуальными предназначением.
Кочевой образ жизни эвенкийских семей предполагал наличие священных предметов, которые сопутствуют людям на всем протяжении перекочевок. Наму, небольших размеров кожаный коврик, хорошо соответствовал кочевому образу жизни: при перекочёвке достаточно было его свернуть и спрятать в муручун – коробку для хранения семейных реликвий, которую вместе с другими культовыми предметами возил во вьюках специально выделенный для этой цели белой масти олень – сэвэк.

А.П. Забияко «Наму – эвенкийская картина мира на оленьей шкуре». Религиоведение, 2015.

Материал подготовлен научным сотрудником Научного музея АмГУ Родионовой К.И.