Шаманизм среди народов тунгусо-маньчжурской общности существовал уже в далеком прошлом. Он ярко выделялся на фоне общего образа жизни таёжных охотников и оленеводов. Не случайно, многие путешественники, встречавшие на своем пути тунгусов – так прежде часто называли эвенков, описывали шаманов и фиксировали их внешний вид.

Народам тунгусо-маньчжурской группы не было нужды заимствовать из других языков понятия для обозначения исконно присущего их собственной культуре явления. Представления о знаниях шамана были, безусловно, важны, однако не тип и объем знаний, прежде всего, выделяли шамана из круга сородичей. Тунгусский шаман был главным действующим лицом особых ритуалов, в ходе которых он исполнял своеобразный танец. Отличительным элементом этого шаманского танца выступали ритмичные движения нижней части тела, нечто вроде потряхиваний бедрами. Эти резкие потряхивания приводили в действие металлические подвески-колокольчики, свисавшие сзади с пояса шамана.

Многочисленные исторические данные свидетельствуют об огромной роли шаманизма в культуре тунгусо-маньчжурских народов. При этом шаманизм ни в пределах всей тунгусо-маньчжурской общности, ни в границах одного этноса и даже рода не представлял собой единой, целостной религиозной системы. Миграции, сопровождавшие формирование и развитие тунгусо-маньчжурских народов, достаточно замкнутый или кочевой образ жизни некоторых этнических групп, устная традиция передачи шаманских знаний, личный характер наставничества, личностно-психологические основания религиозной практики, связанные с состоянием транса, обусловили многообразие форм тунгусо-маньчжурского шаманизма. Этим объясняются, в частности, сложности, возникающие в ходе его описания, – исторические источники, этнографические сведения связаны с локальной группой или с конкретным информантом, что накладывает заметный отпечаток на фиксацию названий, религиозно-мифологических представлений, культовых действий, с трудом поддающихся систематизации.

Источник - Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры. - Благовещенск, 2012.

 

Материал подготовлен научным сотрудником Научного музея АмГУ Родионовой К.И.