^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Строительство Харбина (как железнодорожной станции Трансманьчжурской магистрали) началось в Маньчжурии осенью 1897 г. в районе Хуланьган-Ашихэ.

Первые харбинские русские были в основном строителями и служащими Трансманьчжурской магистрали, переехавшими в Китай для работы на железной дороге. Фактически Харбин (поначалу станция «Сунгари – первая») был построен первыми русскими поселенцами.

После Октябрьской революции и Гражданской войны в Харбине оказалось еще больше граждан бывшей Российской империи: солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении, члены и служащие правительств Сибири и Дальнего Востока, интеллигенция и т.д. Харбин был многонациональным городом. На этой уникальной территории мирно уживались и коренные народы: китайцы, маньчжуры; и эмигранты из России: русские, украинцы, евреи, поляки и т.д.

В 1924 году в Пекине было подписано соглашение между Китаем и СССР, которое разрешало работать на КВЖД только советским и китайским гражданам. Большинство харбинцев, чтобы не потерять работу, приняли советское гражданство.

Наступление японских войск на китайскую территорию (начало 1930-х гг.) и образование государства Маньчжу-Ди-Го на территории Северной Маньчжурии привело к тому, что часть эмигрантов переместилась в другие регионы. Немало харбинских эмигрантов в этот период перебралось в такие китайские города, как Шанхай, Пекин, Тяньцзин, Циндао.

В 1949 г. была образована КНР. Русских в Харбине оставалось все меньше, местность стали заселять китайцы из соседних провинций.

В настоящее время Харбин – абсолютно китайский город, с китайским населением и традициями. О том, что полвека на этой земле прожили русские, сейчас напоминают сохранившиеся здания и музеи, которые посвящены истории города и линии КВЖД.