В начале 19 века православие стало проникать в Приамурье с северных территорий Дальнего Востока, входивших в состав Иркутской епархии. Православные священники совершали миссионерские поездки к тунгусам, населявшим притоки Нижнего Амура.

На реке Тугуре была устроена православная часовня. Устойчивые взаимоотношения русских и православных якутов с народами Амура привели к тому, что еще до присоединения Приамурья к России и открытия церковной миссии здесь получили хождение православные кресты, иконы и культ святителя Николая Чудотворца. Однако в первой половине 19 века распространение православия в Приамурье было ограничено. Российские власти, опасаясь политической конфронтации с Китаем, запрещали миссионерам обращать в христианство амурских жителей.
Благоприятные условия для распространения православия в Приамурье складываются в 50-е годы 19 века. В 1840 году была образована Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, первым епископом которой стал Иннокентий (Попов-Вениаминов). Центром новой епархии стал г. Новоархангельск. Практически сразу же после назначения у епископа Иннокентия возникает идея перенести кафедру камчатской епархии на Амур. Весной 1852 года Иннокентий командирует своего сына, священника Гавриила Вениаминова, в расположение Амурской экспедиции, занимавшейся миссионерской деятельностью. В январе 1855 года архиепископ Иннокентий получает из Синода официальное предписание принять территорию Приамурского края в свое ведение. Через год на Амуре учреждаются два миссионерских стана. В 50-е гг. 19 века Иннокентий разрабатывает и представляет в Синод проект реорганизации устройства Камчатской епархии, в которой вновь возвращается к идее переноса кафедры на Амур. Синод не поддерживает идею, однако через три года предложение архиерея было реализовано. 31 января 1858 года был утвержден указ, на основании которого определялось пребывание кафедры епископа на реке Амур. В 1858 г. была заложена церковь во имя Благовещения Пресвятой богородицы в Благовещенске.

Источник - История Амурской области с древнейших времен до начала XX века. – Благовещенск, 2008.

Икона Богоматерь Троеручица. Дерево. Вторая половина XIX в.

Икона Иоанн Богослов. Дерево. XIX в.

Икона Св. Тихон Задонский. Дерево. XIX в.

 

Икона Св. пророк Илья. Конец XIX – начало XX в.

Икона Спас Нерукотворный. Дерево. Конец XIX в.

Крест Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами. Бронза. XIX в.

Материал подготовлен научным сотрудником Научного музея АмГУ Родионовой К.И.