В описи представлено библиографическое описание научных и художественно-этнографических материалов, посвященных гольдам (нанайцам). 

В XIX – начале ХХ вв. нанайцы являлись одной из самых крупных тунгусо-маньчжурских народностей Дальнего Востока России. Пристальное изучение их традиций и обычаев началось в середине XIX в., когда на Амур были направлены многочисленные этнографические экспедиции ученых (Л.И. Шренк, Р.К. Маак, К.И. Максимович). В первую очередь исследователей интересовала материальная культура нанайцев, религиозные традиции затрагивались в русле этнографических изысканий. В последней четверти XIX в. внимание ученых было направлено на описание нанайских обрядов перехода (Д. Кропоткин, П.П. Шимкевич). Научные экспедиции начала ХХ в. своей целью ставили описание духовной культуры нанайцев, ее отражение в материальной культуре (И.А. Лопатин, Л.Я. Штернберг). Описание религиозных воззрений нанайцев зафиксированы в результате миссионерской деятельности Благовещенской и Владивостокской епархий. В 1932 г. бывшим дальневосточником, писателем Венедиктом Мартом опубликован рассказ «Дэрэ – водяная свадьба», где он в художественной форме, внося определенные элементы вымысла, аккумулирует и систематизирует накопленные знания о нанайском народе. Несмотря на то, что Венедикт Март пишет об отрицании религиозных обычаев и традиций советским поколением нанайцев, рассказ по сути воспроизводит поступательно зафиксированный сюжет свадебного обряда.

Работа поддержана грантом РФФИ, проект № 20-012-00318 «Образы России и Китая в художественной этнографии (по материалам русской и китайской литературы, публицистики Маньчжурии 20–40-х гг. XX в.)».