^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Вход

Текст содержит географическое описание самого района Трёхречья, особенности топонимики, историю заселения территории русскими, китайцами, японцами, монголами, бурятами, орочонами, эвенками. Автор передаёт особенности русского быта и жилищ (изб), одежды; отмечает специфику работы пушных артелей, особенности добычи птицы, рыбы; специфику земледелия и скотоводства. Указываются существующие крупные поселения и центры (Драгоценка, Верх-Кули, Дубовая) и их особенности. Отмечается специфика управления в Трёхречье китайских и японских властей. Передаются сведения об образовании, школах. Делается акцент на сохранении культурной и религиозной идентичности трёхреченцев. Текст сопровождён иллюстрациями.

Кайгородов А.М. Русские в Трёхречье (по личным воспоминаниям) // Советская этнография. – 1970. – № 2. – С. 140–149.

Несколько историй из жизни Прокопия Петровича Бульдотова – старого эвенка, по причине пошатнувшегося здоровья вынужденного остаться на зиму в деревне в доме отца автора. В воспоминаниях о «герое детства» автор отмечает его необычные способности, которые имели корни в его богатом опыте зверолова и следопыта: он мог назвать точное время до минуты без часов, определял и предсказывал температуру воздуха, по следам определял национальность, возраст, характер, настроение человека и проч.

Кайгородов А.М. Дерсу Узала из дебрей Трёхречья (воспоминания о старом эвенке) // Советская этнография. – 1970. – № 6. – С. 128–133.

Очерк описывает историю эвенков в Трёхречье, торговые отношения (богжоры (эвенк. «встреча»), на которых происходил мен с русскими и не только), специфика охотничьего промысла и хозяйственного быта, особенности разделения труда. Приводятся сведения о питании, одежде, жилище, родственных отношениях, религии и культах, медицине, отношениях с китайскими и японскими властями. Также даётся описание самой территории проживания.

Кайгородов А.М. Эвенки в Трёхречье (по личным наблюдениям) // Советская этнография. – 1968. – № 4. – С. 123–131.

 Автор со слов отца передаёт особенности проведения свадебного обряда у эвенков Трёхречья: живописует место стойбища родителей невесты, передает особенности пиршества (главные блюда – спирт, уманы, всевозможное мясо, оладьи и крепкий чай), отмечает специфику взаимоотношений между женихом и невестой, описывает шаманское камлание, в том числе указывает на синкретичность религиозных воззрений (в тексте присутствуют как эпизоды кормления огня и камлания, так и благословения иконой), отмечает ключевую особенность завершения свадьбы – кулачную потасовку.

Кайгородов А.М. Свадьба в тайге // Советская этнография. – 1970. – № 3. – С. 153–161.

Забияко А.А., Забияко А.П., Левошко С.С., Хисамутдинов А.А. Русский Харбин: опыт жизнестроительства в условиях дальневосточного фронтира / Под ред. А.П. Забияко. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. – 462 с., илл.