^Наверх
Текст содержит географическое описание самого района Трёхречья, особенности топонимики, историю заселения территории русскими, китайцами, японцами, монголами, бурятами, орочонами, эвенками. Автор передаёт особенности русского быта и жилищ (изб), одежды; отмечает специфику работы пушных артелей, особенности добычи птицы, рыбы; специфику земледелия и скотоводства. Указываются существующие крупные поселения и центры (Драгоценка, Верх-Кули, Дубовая) и их особенности. Отмечается специфика управления в Трёхречье китайских и японских властей. Передаются сведения об образовании, школах. Делается акцент на сохранении культурной и религиозной идентичности трёхреченцев. Текст сопровождён иллюстрациями.
Кайгородов А.М. Русские в Трёхречье (по личным воспоминаниям) // Советская этнография. – 1970. – № 2. – С. 140–149.
Несколько историй из жизни Прокопия Петровича Бульдотова – старого эвенка, по причине пошатнувшегося здоровья вынужденного остаться на зиму в деревне в доме отца автора. В воспоминаниях о «герое детства» автор отмечает его необычные способности, которые имели корни в его богатом опыте зверолова и следопыта: он мог назвать точное время до минуты без часов, определял и предсказывал температуру воздуха, по следам определял национальность, возраст, характер, настроение человека и проч.
Кайгородов А.М. Дерсу Узала из дебрей Трёхречья (воспоминания о старом эвенке) // Советская этнография. – 1970. – № 6. – С. 128–133.
Очерк описывает историю эвенков в Трёхречье, торговые отношения (богжоры (эвенк. «встреча»), на которых происходил мен с русскими и не только), специфика охотничьего промысла и хозяйственного быта, особенности разделения труда. Приводятся сведения о питании, одежде, жилище, родственных отношениях, религии и культах, медицине, отношениях с китайскими и японскими властями. Также даётся описание самой территории проживания.
Кайгородов А.М. Эвенки в Трёхречье (по личным наблюдениям) // Советская этнография. – 1968. – № 4. – С. 123–131.
Автор со слов отца передаёт особенности проведения свадебного обряда у эвенков Трёхречья: живописует место стойбища родителей невесты, передает особенности пиршества (главные блюда – спирт, уманы, всевозможное мясо, оладьи и крепкий чай), отмечает специфику взаимоотношений между женихом и невестой, описывает шаманское камлание, в том числе указывает на синкретичность религиозных воззрений (в тексте присутствуют как эпизоды кормления огня и камлания, так и благословения иконой), отмечает ключевую особенность завершения свадьбы – кулачную потасовку.
Кайгородов А.М. Свадьба в тайге // Советская этнография. – 1970. – № 3. – С. 153–161.
Забияко А.А., Забияко А.П., Левошко С.С., Хисамутдинов А.А. Русский Харбин: опыт жизнестроительства в условиях дальневосточного фронтира / Под ред. А.П. Забияко. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. – 462 с., илл.