^Наверх
Археологический памятник Калиновка, писаница – 1 находится в Магдагачинском районе Амурской области, в районе села Кузнецово. Он был открыт в 1954 г. отрядом Дальневосточной экспедиции под руководством А.П. Окладникова.
Эвенки – народ, проживающий на огромной географической части нашей страны, – от Енисея до Охотского моря.
«Человек, владеющий оленем» - именно так переводится эвенкийское слово орочóн (также орочён, орóки), одно из наиболее распространенных самоназваний амурских эвенков.
Естественно, что за многовековую историю оленеводства эвенки в совершенстве овладели техникой обработки оленьего мяса и шкур.
Наряду с оленеводством, важнейшим промыслом амурских эвенков всегда была охота. И если одомашненные олени были и остаются для эвенков, прежде всего, транспортом, а потом уже источником пропитания, то охота является основным способом, которым эвенк может прокормить свою семью.
Шаманизм среди народов тунгусо-маньчжурской общности существовал уже в далеком прошлом. Он ярко выделялся на фоне общего образа жизни таёжных охотников и оленеводов. Не случайно, многие путешественники, встречавшие на своем пути тунгусов – так прежде часто называли эвенков, описывали шаманов и фиксировали их внешний вид.
Из меха священного белого оленя изготавливают обереги (бубун), представляющие собой клочки меха или иные части животного, зашитые в небольшой кожаный мешочек, который мужчины подвешивают к седлу, поясу, патронташу, а женщины – к коробке для рукоделий (муручун). До сих пор у многих эвенков сохраняется представление о чудодейственной, оберегающей силе подобных амулетов.
Многие сюжеты эвенкийского фольклора тесно связаны с древними изображениями, нарисованными на скалах, – петроглифами.
В культуре эвенков традиционная картина мира отражена в фольклоре – сказаниях, пословицах и других формах устного творчества. Однако фольклор – не единственная форма репрезентации и трансляции картины мира.
До сих пор сильны в эвенкийской культуре традиции, связанные с культом медведя.
Эвенки-орочоны, связавшие с незапамятных времен свое существование с оленем и оленеводством, испытывают к оленю особые чувства.
В Приамурье железный век начинается рано в IV – V вв., что связано со сменой археологических культур. Ранний железный век – это время появления сведений о дальневосточных племенах в китайских письменных источниках.
Эпоха средневековья на Амуре начинается в 4 в. и связывается с мохэским этносом – предком современных народов тунгусо-маньчжурской языковой группы.
В настоящее время не изучен бронзовый век Приамурья. Медные и бронзовые орудия и украшения на территории Амурской области не редкость, но своей самобытной культуры бронзового века здесь пока не выявлено.
Археологический памятник Калиновка, писаница – 1 находится в Магдагачинском районе Амурской области, а районе села Кузнецово. Он был открыт в 1954 г. отрядом Дальневосточной экспедиции под руководством А.П. Окладникова.
Громатухинская культура – эпохи начального и раннего неолита (радиоуглеродная дата 15,5 – 6,8 тысяч лет назад, XIV – V тысяч лет до н.э.). Демонстрирует признаки преемственности с более ранней селемджинской культурой. Распространена в бассейнах р. Зеи и верхнего Амура в западной части Приамурья. Открыта А.П. Окладниковым и А.П. Деревянко в 1960-е гг.
Летом 1961 года сотрудники отряда ДВАЭ под руководством А.П. Окладникова прошли по маршруту от пос. Бомнак до г. Свободного и от Благовещенска до с. Пашково. Тогда было раскопано одно (частично сохранившееся) неолитическое жилище в селе Константиновка.
Селемджинская культура позднего палеолита (25-10 тыс. лет назад) открыта и изучена под руководством академика А.П. Деревянко в 1980-е гг. Археологические памятники расположены преимущественно по берегам р. Селемджи.
Арбинские петроглифы, писаница – археологический памятник, представленный наскальными рисунками и жертвенниками, находящийся на левом берегу р. Арби в 17 км выше устья. Археологический объект расположен на крутом скальном гранитном массиве на высоте около 30 м. На плоскостях охрой в условной манере выполнены рисунки, изображающие изгороди, животных, птиц, змей, личины, антропоморфные фигуры, некоторым из которых приданы черты сверхчеловеческих существ.
Архары петроглифы, писаница – археологический памятник, представленный наскальными рисунками, находящийся на правом берегу р. Архары в 30 км выше с. Грибовка. Население близлежащих населенных пунктов называет памятник «Писанный камень». Под этим именем памятник был известен уже в начале ХХ века.
Большого Онона – 2 петроглиф, писаница – археологический памятник, представленный наскальным рисунком, находящийся в 230-ти м от левого берега р. Большой Онон близ её впадения в р. Джелтулак. Петроглифы находятся на плоскости вертикально стоящего конусообразного гранитного валуна высотой около 3-х м.
Большого Онона – 1 петроглифы, писаница – археологический памятник, представленный наскальными рисунками и жертвенником, находящийся в 300-х м от левого берега р. Большой Онон близ её впадения в р. Джелтулак. Петроглифы находятся на плоскостях базальтовой скалы (останца) высотой около 8 м. Рисунки нанесены охрой, изображают антропоморфные фигуры, зооантропоморфное существо, линии и пятна неопределённых очертаний.
Геткана петроглифы, писаница – археологический памятник, представленный наскальными рисунками и жертвенником, находящийся на правом берегу р. Геткан (правый приток р. Тында) в 40 км от г. Тында. Петроглифы находятся на плоскостях гранитного утёса, расположенного на вершине высокой сопки.