Вы здесь: Главная Деятельность Святителя Иннокентия Изучение религии: мировоззренческая позиция и области исследований Иннокентия
^Наверх
Задолго до отъезда в Москву владыка Иннокентий был известен не только своими трудами на церковном поприще, но и научными публикациями.
Очень быстро некоторые издания получили признание в научной среде – книга «Описание грамматики алеутско-лисьевского языка» была награждена Демидовской премией Академии наук в 1835 г., этой же почётной премией в 1841 г. были удостоены «Записки об островах Уналашкинского отдела», опубликованные годом ранее. В своих публикациях автор подытоживал многолетние исследования в Русской Америке, основанные на наблюдениях над окружающей средой, народами, их культурой и языками. Ряд трудов учёного вскоре после выхода в свет были переведены на французский и немецкий языки. За выдающийся вклад в географию, лингвистику, этнографию И.Е. Попов-Вениаминов был избран в члены Академии наук (1857), Московского университета (1868) и Географического общества (1869). Изучение религий тех народов, с которыми И.Е. Попову-Вениаминову приходилось иметь дело, составляет большую часть его научного наследия. Следует констатировать вслед за С.А. Токаревым, что не только обилие эмпирического материала и объективность наблюдения составляют сильную сторону его исследований, но прежде всего глубокая продуманность изложения полученных знаний. Следует учесть при этом, что в господствующем умонастроении того времени аборигены Сибири, Берингии и Северной Америки оставались на положении «дикарей», в глазах большинства христиан они были вольными или невольными споспешниками дьявола, а научные методы интерпретации их культуры находились в зачаточном состоянии. На этом фоне выполненные в основном в 30–40-е годы XIX в. исследования И.Е. Попова-Вениаминова выглядят намного опередившими своё время, образцовыми. Не будет преувеличением добавить, что они не утратили своё нормативное значение до сих пор.
Среди религиоведческих трудов И.Е. Попова-Вениаминова особого внимания заслуживают «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). В первой части этого фундаментального издания представлено главным образом географическое описание огромной части Берингии. Вторая часть посвящена изложению сведений о «жителях» Алеутских островов – алеутах, третья часть повествует об отдельной группе алеутов (атхинских алеутах) и их соседях, проживающих на островах Северной Америки, – индейцах колошах (колюжах, тлинкитах).
Общемировоззренческий подход к объекту изучения, иначе говоря, исследовательский фрейм по отношению к иным по происхождению, культуре и религии народам И.Е. Попов-Вениаминов определяет правилом: «Отнюдь не обнаруживай презрения к их образу жизни, обычаям и прочее, как бы они ни казались тебе странными...» («Наставление священнику-миссионеру»). Этот подход был последовательно реализован учёным при сборе полевого материала и его последующей интерпретации. Он сумел преодолеть распространенные в его эпоху представления о культуре нехристианских народов Сибири, Берингии и Северной Америки как культуре «дикарей», «грубых язычников». Православный священник, миссионер нашел возможность отнестись к религиозной культуре этих народов не только как к области, подлежащей суровому порицанию, но и как к реальности, достойной заинтересованного изучения.
Описание особенностей изучаемых религии включено И.Е. Поповым-Вениаминовым в контекст их существования в конкретных природно-климатических, ландшафтных условиях. Автор «Записок» показывает, что экосистема определяет многие стороны верований и обрядов. Грозное море, дожди и холода, долгожданное солнце и живительный свет, «огнедышащие» горы и неприступные скалы, киты, бобры и другие морские животные – этими реалиями обусловлены религиозное мироощущение и магические практики аборигенов Берингии. Исследования И.Е. Попова-Вениаминова – один из первых успешных опытов того, что ныне называется экологией религии. Понятие «экология религии» было введено в 60-х годах XX в. известным шведским религиоведом О. Хульткранцем, изучавшим охотников Арктики и арктические культуры. Как отмечает А.Н. Красников, реакция большинства западных религиоведов на «гипотезу» Хульткранца была в лучшем случае настороженной, а в худшем – резко отрицательной. Российский религиовед цитирует шведского коллегу: «Исследовательская программа, названная экологией религии, несомненно, представляется многим как contradictio in adjecto. И все же, если рассматривать ее с соответствующих позиций, она выглядит вполне реалистичной. Критики оставляют вне поля зрения тот факт, что религии в их формальных проявлениях тесно связаны с окружающей средой и вынуждены приспосабливаться к ней. Экология религии – это изучение интеграции религии в окружающую среду и последствий, вытекающих из этой интеграции». Для российской науки – религиоведения, антропологии, археологии и других дисциплин, связанных с изучением религии в конкретных обстоятельствах её существования, «гипотеза» Хульткранца в строгом смысле гипотезой не является. На фоне собранных российскими исследователями за более чем полуторавековой период знаний идеи О. Хульткранца выглядят вполне привычно, если не сказать тривиально. Вслед за И.Е. Поповым-Вениаминовым связь религии с окружающей средой теоретически акцентировали и эмпирически убедительно доказывали Л.Я. Штернберг, Н.М. Гальковский, В.Г. Богораз-Тан, А.М. Золотарёв, Г.М. Василевич, С.А. Токарев и многие другие, в особенности сторонники историко-материалистической теории религии. Очевидно, что религия в экологическом ракурсе её понимания является ответом на природные условия бытия человека, стратегией освоения природных стихий, способом преодоления стрессирующего влияния природных факторов на психику человека.
Не вдаваясь далее в подробное освещение других знаний о религии, которые представлены в книгах И.Е. Попова-Вениаминова, суммируем главное. Русский исследователь сумел собрать в ходе наблюдений, записей фольклорных текстов, бесед с «алеутскими богословами» богатейший материал, систематизируя его по разделам, которые в современной терминологии определяются понятиями мифологическая картина мира (космогония, космология, антропогония), теология, демонология, религиозная этика, ритуалистика и т.д. Он внёс существенный вклад в формирование в российском религиоведении таких областей знаний о религии, как история, антропология, психология религии, религиозная философия, герменевтика религии, сравнительное религиоведение и ряда других.
Источник - Забияко А.П., Чирков Н.В. Вклад И.В. Попова-Вениаминова, митрополита Московского, в изучение религии и христианизацию коренных народов Северо-Восточной Азии. Религиоведение №4.2014.
Тлинкиты Алеуты – «владыки студеных морей»Алеуты на море. 19 век
Материал подготовлен научным сотрудником Научного музея АмГУ Родионовой К.И.