^Наверх
Из меха священного белого оленя изготавливают обереги (бубун), представляющие собой клочки меха или иные части животного, зашитые в небольшой кожаный мешочек, который мужчины подвешивают к седлу, поясу, патронташу, а женщины – к коробке для рукоделий (муручун). До сих пор у многих эвенков сохраняется представление о чудодейственной, оберегающей силе подобных амулетов.
Наряду с охотничьими оберегами в эвенкийской среде вплоть до недавнего времени имели хождение деревянные изображения хранителей семейного благополучия – сэвэкичан. Обычно это парные – мужские и женские – фигуры небольшого размера (ок. 20 см). Они имеют человеческие черты лица, эвенкийского кроя одежду из оленьей шкуры, шапки, схожие с шаманскими. После изготовления деревянных изображений проводился (чаще всего, шаманом) обряд вселения в них особой силы – мусун. Затем пару связывали и в таком виде хранили. Мужской дух-хранитель покровительствовал мужским занятиям, а женский – женским. Сейчас культовые фигуры домашних духов стали большой редкостью.
Источник - Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры. - Благовещенск, 2012.
Мешочек с зашитым внутрь шариком шерсти (бубун) – эвенкийский оберег. XX в.
Муручун, в котором находился бубун-оберег. XX в.
Сэвэкичан, 1978 года изготовления
Материал подготовлен научным сотрудником Научного музея АмГУ Родионовой К.И.