^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Notice: Undefined offset: 1 in /var/www/museum.amursu.ru/templates/dd_wildlion_37/library/Artx/Content/SingleArticle.php on line 95

Notice: Undefined offset: 1 in /var/www/museum.amursu.ru/templates/dd_wildlion_37/library/Artx/Content/Item.php on line 68

Освоение Приамурья совпало по времени с началом раскола церкви. Вследствие исторических обстоятельств, в частности, постоянных преследований со стороны официальной православной церкви и государственной власти, староверы были вынуждены мигрировать по территории России и уходить за границу.

Отмена крепостного права дала толчок массовому миграционному движению из европейского центра страны на Дальний Восток России, в том числе и в Амурскую область. Правительство, преследуя определенные цели, посредством своей дальнейшей политики способствовало массовому переселению крестьян на восток. Немаловажную роль в заселении Амурской области сыграла относительная религиозная свобода. Для дальневосточной администрации было выгодно переселение старообрядцев на огромные, незаселенные и необработанные земли. Староверы всегда славились трудолюбием и вследствие этого зажиточностью. В короткие сроки они основывали деревни, разрабатывали пахотные земли. Если царское правительство подселяло в такие деревни не старовером, то, чтобы сохранить свое учение от влияния внешнего мира, старобрядцы уходили с насиженных мест и создавали новые поселения.
Староверов на Дальний Восток привлекали условия здешней жизнедеятельности. Причины, побудившие староверов переселиться в Амурскую область: «хорошие условия хозяйствования: земельный простор, позволявший создать крепкое хозяйство, таежные и водные угодья, дававшие возможность добывать зверя, пушнину, дикоросы, рыбу», а также «отсутствие в первые десятилетия воинской повинности, податей, опеки со стороны местных властей».
Не последнее место занимал поиск утопической «вольной» земли – Беловодья. В конце XVII в. Среди староверов бытовало мнение, что «хотя они и не имеют в России епископа, но есть на земле места сокровенные, богом спасаемые грады и обители, где твердо и нерушимо соблюдается «древлее благочестие» и епископы правоверные сияют как солнце». Святая церковт, по поверьям, находится далеко на востоке. Множество староверов ринулось на Дальний Восток, а затем в Китай и Японию.
Вследствие совокупности всех названных причин в Амурскую область началось массовое переселение крестьян, в том числе и старообрядцев, которые влились в общий колонизационный поток. Первым старовером, ступившим на дальневосточную землю задолго до массовой колонизации XIX в., по праву можно назвать «отца старообрядческой церкви» Аввакума Петрова. Он в качестве священника отряда воеводы Афанасия Пашкова был сослан в Даурию в середине 50-х гг. XVII в. В «Даурской земле» Аввакум Петров провел шесть лет, доходя до Нерчинска, Шилки и Амура.
Массово староверы стали прибывать в Амурскую область с 60-х гг. XIX века. Первыми были старообрядцы-беглопоповцы из Забайкалья, так называемые семейские. В Амурской области староверы основали ряд деревень и заимок.
Таким образом, дальневосточное старообрядчество сформировалось в результате переселения сюда во второй половине XIX – первой четверти XX вв. крестьян-старообрядцев из Сибири и внутренних губерний Российской империи. До первого десятилетия XX в. В Амурской области численно преобладали беспоповцы. В 1912 г., когда в Амурскую область переселилось несколько тысяч зарубежных старообрядцев, принадлежавших к Белокриницкой иерархии, поповцев стало больше половины от всего количества старообрядцев Амурской области. В обсласти старообрядцы основали множество поселений, большая часть которых в настоящее время уже не существует. Количество староверов в этот период растет с каждым годом. Увеличение или уменьшение их численности напрямую зависело от проводимой государством политики.

Источник - Матющенко В.С. История старообрядчества Белокриницкой иерархии в Амурской области. - Благовещенск, 2014.

Рубаха и сарафан женщины-староверки. Начало XX в.

Складень Двунадесять праздников. Бронза, эмаль. Середина XIX в.

Смертная рубаха старовера

Старообрядческая лестовка

Старообрядческий восьмиконечный крест

Материал подготовлен научным сотрудником Научного музея АмГУ Родионовой К.И.