^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Русская архитектура в Китае – не только отпечаток русской традиции, но и ее творческое развитие. Развитие русской архитектуры в Китае происходило под влиянием особых социально-исторических условий, а также под влиянием восточной культуры.

В 1900-1910-е гг. основным стилем европейской (в данном случае – русской) архитектуры в Китае стал модерн – или, как его называли в самой России, «новый стиль». В Харбине более всего были распространены интернациональный модерн в его «строгой» версии («венский модерн») и эклектика. В меньшей степени — национально-романтическое направление – ориентальный (восточный), нерусский стиль, романтизм европейских стран.   

Всегда был востребован классицизирующий модерн, который можно охарактеризовать как «традиция сквозь призму модерна».

В 1910-е – 1930-е гг. в архитектуре  Харбина достойное место заняло неоклассическое направление. В эти годы в г. Харбин приехало много архитекторов – беженцев из России, которые работали в исторических ретроспективных неостилях: мавританский, китайский и др.

Значительную часть застройки г. Харбина составляли постройки в кирпичном стиле. Для него характерна рациональность объемной структуры сооружения, достижение художественного эффекта за счет использования фактуры, цвета и кладки кирпича.

 

Русские архитекторы внесли большой вклад в архитектурный облик Харбина.

Алексей Климентьевич Левтеев

(1868 – 1925)

Работал на КВЖД. Под его руководством возведены первые здания около Соборной площади, по улицам Таможенной и Офицерской, центральная железнодорожная больница, а также Свято-Николаевский кафедральный собор.

 

Сергей Александрович Венсан

(1873 – 1937)

В Харбин переехал в начале 1910-х. В 1913 г. Венсан построил одно из самых известных зданий в Харбине – театр-отель «Модерн». По проекту Венсана в Харбине выстроены Дом Акционерного общества (сохранился), здание китайской почты, здание фабрики Лопато, здание почтовой комиссии (по Садовой улице), торговые ряды «Кунст и Альберс» (в Новом городе) и множество других крупных сооружений.

 

Юлий Петрович Жданов

(1877 – 1934)

 

 

На КВЖД попал в 1903 г. Работал в техническом отделе Службы пути, много проектировал и строил, руководил благоустройством города, разработал новую технологию мощения улиц.  В 1912 г. были возведены дом известного чаеторговца И.Ф. Чистякова, здание городской библиотеки и др. До сегодняшних дней сохранилась построенная им церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Старом кладбище в Харбине).

 

Михаил Матвеевич Осколков

(1872 – после 1944)

 В Харбин попал в 1920 г., вел работу по благоустройству мостовых, коллекторов, преподавал на инженерном факультете в СМУ, был председателем правления Общества русских инженеров в Маньчжоу-Го. Самым известным сооружением Осколкова стал знаменитый Софийский собор, построенный в 1933 по образцу церкви Богоявления на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге (проект Василия Косякова) и Троицкой (Шадринской) церкви в Благовещенске. Также М.М. Осколков выстроил и реконструировал немало театральных зданий и сцен (самая известная – театральная сцена в кинотеатре «Декаданс»).