^Наверх
Распространение римско-католической церкви в Харбине ведет начало с прибытием поляков на строительство КВЖД. В 1906 г. был заложен и освещен храм Святого Станислава.
Наряду с православными (в том числе, старообрядцами), католиками, протестантами в Маньчжурии оказались и мусульмане, большую часть которых составляли татары. По некоторым сведениям, именно татары в 1901-1902 гг. построили первую мечеть.
К 1920 г. в Харбине насчитывалось около 20 тыс. евреев. За время их пребывания в Харбине было выстроено две синагоги – Старая и Новая, последняя является наиболее крупной, ее строительство завершилось в 1921 г. (площадью до 3000 кв. м., что позволяло вместить до 800 прихожан). Новая синагога считалась самой большой на северо-востоке Китая. В 2004 г. реконструирована.
Главной особенностью проживания русских в Харбине было их тесное взаимодействие с китайском культурой. После строительства Харбина на деньги русских были возведены китайские храмы, которые до сегодняшнего дня остаются одними из главных памятников религиозной архитектуры Китая.
В 1920-1940 гг. в Харбине выходило множество литературно-художественных, общественно-политических периодических изданий на русском языке. С 1920 г. ежедневно в Харбине выходила общественно-политическая и литературная газета «Заря» (ред. М.С. Лембич, Е.С. Кауфман, Г.Г. Сатофский-Ржевский (младший) и др.) К серед. 1920-х гг. газеты выходила утром и вечером, в ней публиковались хроники и анонсы культурных событий, статьи и фельетоны, написанный на «злобу дня», рецензии на литературные произведения, театральные постановки, киносеансы и т.д.
Как приложение к журналу «Рубеж» выходил литературно-художественный и развлекательно-познавательный журнал для юношества «Юный читатель «Рубежа»» (с 1929 г.). Постоянной рубрикой была страничка для малышей, печатались стихи харбинских (А. Ачаир, А. Несмелов) и советских авторов (С. Маршак, К. Чуковский) для детей. Журнал был иллюстрирован рисунками.
Развитие общественно – политической жизни белой эмиграции в Китае было связано с судьбой КВЖД, вопрос о владении и управлении которой являлся весьма спорным пунктов в отношениях России, а затем СССР с Китаем и Японией. После октябрьской революции 1917 г. КВЖД оказалось вовлечена в цепь советско-китайских, а затем и японско-китайских конфликтов.
Популярными в Харбине оказались идеи евразийства, которые пришли из западной эмиграции и унаследовали черты славянофильства.
Существенное влияние на общественно-политическую жизнь русского Китая оказало фашистское движение, пришедшее на смену идеям «сменовеховства» и «возвращенства».
Активное воздействие на общественно-политическую жизнь дальневосточной эмиграции оказывали союзы и объединения харбинской молодежи: «Костровые братья и сестры», Русское студенческое общество, Национальная организация русских скаутов (НОРС), Национальная организация русских разведчиков (НОРР), «Союз мушкетеров», Христианский союз молодых людей (ХСМЛ), «Орден крестоносцев», «Друзья черного орла» и др., которые возникали благодаря помощи и поддержки Союза казаков и других общественно-политических организаций на Дальнем Востоке при средних учебных заведениях.
Материал подготовлен научным сотрудником Научного музея АмГУ Родионовой К.И.
Многие общественно-политические группы прекратили свое существование после оккупации Маньчжурии Японией, создавшей прояпонское марионеточное государство Маньчжоу-ДиГо.
В 20-40 гг. прошлого века Харбин был центром литературной жизни русского Китая. В первое десятилетие эмиграции здесь проживало большое количество талантливых прозаиков, поэтов, мемуаристов, критиков, журналистов (в 30-е годы многие из них перебрались в Шанхай).
Русская архитектура в Китае – не только отпечаток русской традиции, но и ее творческое развитие. Развитие русской архитектуры в Китае происходило под влиянием особых социально-исторических условий, а также под влиянием восточной культуры.
В середине 1930-х годов Япония оккупировала Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-го.