^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Статья поднимает вопрос о соотношении официальных и неофициальных данных по численности китайского населения во Владивостоке на начало ХХ века (1907 г.) и, вследствие этого, о потерях в государственной казне ввиду недостаточных паспортных сборов. Раскрываются особенности жизни китайцев во Владивостоке, поднимается вопрос их правового положения, взаимоотношений с русскими, с хунхузами. Отдельно выделяется эпидемиологическая проблема ввиду отсутствия санитарного надзора в отношении китайцев.

Подробнее...

Текст описывает быт маньчжурских охотников и звероловов, историю охотничьего промысла в среде маньчжурских племён, раскрывает особенности устройства охотничьих фанз, специфики жизни и питания в таких таёжных жилищах, особенности хранения и сбыта добычи и др. Байков передаёт типичный распорядок дня таёжного охотника, рассказывает об особенностях таёжных троп, ведущих к фанзам, отмечает некоторые религиозные представления, описывает особенности таёжных братств. Отдельно выделяет охотников-корейцев.

Подробнее...

Выдержки из наблюдений над жизнью и привычками тарабагана, произведенных действительным членом Императорского русского географического общества А.П. Фарафонтова.

Подробнее...

В 1922 г. в харбинском журнале «Вестник Азии», печатном органе Общества русских ориенталистов в Харбине, А.П. Фарафонтов опубликовал приметы, поверья, заговоры и рассказы о нечистой силе, бытовавшие в среде русского населения Забайкалья и Приамурья, записанные им в 1916 г. во время путешествия от Харбина до курорта  «Шивонда» (Забайкальский край). Сегодня современный исследователь по этим материалам может не только восстановить представления, бытовавшие в народной среде начала ХХ в., но и информацию о местности, социальном положении, фамилии и имени информантов. Часть рассказов А.П. Фарафонтовым была собрана в Амурской области в станице Поярково (в наст.вр. п. Поярково), на хуторе Чесноковский (наст. вр. с. Чесноково) и в Забайкалье.

Подробнее...

Легенда о том, как задумал Бог распределить все часы дня и ночи, чтобы люди знали, когда им нужно ложиться спать, и когда должны они вставать для жизни, созданной Самим Богом на радость и удовольствие всем людям.

Подробнее...

Легенда о том, как лошадь недовольная своей внешностью была наказана Создателем. Так появился первый верблюд на земле.

Подробнее...

Легенда повествует о старинных курганах Санинаинского аймака. Три брата стремясь получить богатство, нарушили целостность одного из курганов, где обитали злые духи. На эту местность обрушились болезни и несчастья.

Подробнее...

Легенда о происхождение святого, исцелителя Балан-сынгэ, названного Гысыр-богдахан.

Подробнее...

Автор в форме былички повествует об истории, случившейся с ним и его братом в маньчжурской тайге в верховьях Дербукана (приток р. Дербул) в ложкè Жолондо, где они остановились на ночлег, и наблюдали различные необычные явления: минеральную воду в ключе, различные звуки из оврага: смех, плач, мяуканье, свист и т.д. В дальнейшем даётся два объяснения: 1) сверхъестественное (якобы Жолондо (с эвенк. «песни сатаны», «песни нечистой силы») – место, где обитает нечисть); 2) рациональное (звуки издаются ветром, потоки которого проходят через удачное сочетание расстановки деревьев и камней в ложкè).

Подробнее...

Легенда о знаменитом охотнике, которому покровительствовали духи. Охотник всегда возвращался с добычей. Однажды встретив другого охотника, они заспорили, духи отвернулись от знаменитого охотника и он проиграл спор. Так появился первый тарабаган.

Подробнее...

Легенда в стихах о старике-знахаре  Громе и трех его сыновьях: Солнце – старший брат, Месяц – средний брат, Огонь – младший брат. Как отец Гром проверял любовь сыновей.

Подробнее...

Легенда в стихах о непокорном татарине Ахмете  и разгневанном хане Кучуме. Хан Кучум предлагает или казнить татарина Ахмета, или помиловать если тот принесет стрелу казацкого калчана.

Подробнее...

Текст посвящён одному из тунгусо-маньчжурских племён – орочонам – и раскрывает особенности их расселения, военно-административного устройства, использования орочонов как военной силы, перевода их на оседлое положение, устройства школ для орочонов, деления на роды и специфику быта: рождение детей, похоронная обрядность, особенности питания и одежды. Также приводится таблица расселения орочонских родов по населённым пунктам, содержащая информацию по родовым именам, количеству семей, членов семей, домов, школ, обработанных земель и общему количеству земель.

Подробнее...

Приводятся сведения по школам для инородцев (коряков, тунгусов, гольдов, гиляков, корейцев и пр.), формам их устройства (церковные (миссионерские) училища с пансионами, сельско-ремесленные школы). Описывается типовой распорядок дня, меню, обучения в пансионатах для гиляков и гольдов. Раскрываются особенности и трудности устройства и содержания школ, ведения просветительской работы, учебной программы. Приводятся данные по материальному обеспечению школы и учеников, состоянию помещений. Проводится сравнение с корейскими школами.

Подробнее...

Легенда о названии озера именем Бальджима. Один из сыновей Чингис-Хана отправился в далекие земли, там женился  на тунгуске Бальджиме. Ченгис-Хан звал возвратится молодого хана домой, но тот отказался, рассердился Ченгис-Хан и велел возвратить молодого хана. Пустились они в погоню, так и появилось озеро в Забайкальском крае Бальджима.

Подробнее...

Легенда о происхождении русских. В одной пещере, в горах, жил один святой лама, который создал из метелок тростника солдат – эти войны и были первыми русскими на земле. У русских было тело белое и волосы русые, потому что метелки тростника светлые.

Подробнее...

Легенда о происхождении чая. Жил в Китае старец-монах  по имени Фу-чу-Линь. Где монах втоптал свои ресницы, выросло кудрявое деревцо. С тех пор в Китае стал известен чай.

Подробнее...

Легенда о том, как появилась гора «Шапка» на реке Амуре. О трех братьях, которые поделили земли. Старший брат приказал своему народу набрать в шапку земли  и высыпать в указанное место. Так выросла «Шапка».

Подробнее...

Переводы китайских быличек, легенд и рассказов, осуществлённые И. Барановым и сопровождённые комментариями переводчика. В текстах раскрываются различные темы китайского быта, мифологии, народной религии: вызов духов, перерождение, сюжеты с типичными для китайской мифологии существами (лиса, дракон, тигр и др.), сыновняя почтительность и культ предков, традиционная медицина и многое другое. Всего приводится тридцать два народных рассказа, записанных составителями разных китайских сборников.

Подробнее...

Легенда о любви Владимира и шаманки Адугэн. Адугэн была красивая шаманка, влюбилась в Владимира, отказал ей Владимир. Стала шаманка губить молодых парней за то, что Владимир не дал ей счастья.

Подробнее...

Автор даёт описание природных условий территории возле Хайлара, рек Имин и Халха, отмечает особенности антропологического облика, языка, быта, религии и т.д. тунгусо-маньчжурских народов, проживающих в Барге: баргутов, забайкальских бурятов, солонов и орочонов, а также их торговые отношения с русскими, монголами, китайцами.

Подробнее...

Легенда о появлении на границе Тибета белого хитрого человека Ян-гун-цза. Он остался в Тибете, а тибетцы стали очень бояться европейцев.

Подробнее...

Вдоль Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) было построено более 100 крупных станционных поселков, возникли новые города: Харбин, Дальний, Маньчжурия, Мукден, Хайлар, Цицикар и т.д.

Подробнее...

7 июля 1937 г. японская армия начала войну, направленную на захват всего Китая. Японские захватчики принесли Китаю много горя и разрушений, которые навсегда останутся в сердце китайского народа.

Подробнее...

Строительство Харбина (как железнодорожной станции Трансманьчжурской магистрали) началось в Маньчжурии осенью 1897 г. в районе Хуланьган-Ашихэ.

Первые харбинские русские были в основном строителями и служащими Трансманьчжурской магистрали, переехавшими в Китай для работы на железной дороге. Фактически Харбин (поначалу станция «Сунгари – первая») был построен первыми русскими поселенцами.

Подробнее...

25 апреля 2017 года в рамках «Дней русской культуры в АмГУ», ежегодно  организуемого кафедрой литературы и мировой художественной культуры и «Центром изучения дальневосточной эмиграции», состоялось торжественное открытие выставки, посвященной Александру Николаевичу Вертинскому – русскому поэту, певцу и актеру, легенде русского зарубежья (в том числе – русского Китая). Экспозиция располагается в зале Научного музея АмГУ «Русский Харбин: история, культура, литература» (214 ауд. 7 корпус, 2 этаж).

Подробнее...

В зале "Русский Харбин: история, культура, литература" открылась новая выставка "Елена Петровна Таскина: русская харбинка, исследователь культуры русского Харбина", посвященная известной исследовательнице русской культуры в Харбине.

Подробнее...

10 сентября в составе китайской делегации Академии общественных наук (АОН) провинции Хэйлунцзян КНР Амурский государственный университет посетил исследователь истории русской эмиграции в Китае Лю Шуан. Профессор совместно с делегацией посетил и Научный музей АмГУ, где его наиболее заинтересовал зал «Русский Харбин: история, культура, литература». Сам ученый в 2012 году стал одним из авторов монографии «История русских эмигрантов в Харбине», по которой в этом году была защищена диссертация магистрантки программы «Филологическое обеспечение международных культурных связей» Цзюй Куньи. Лю Шуан оставил благоприятные отзывы о музее, пожелав дальнейшего научного развития.

Подробнее...

В зале «Русский Харбин: история, культура, литература» Научного музея АмГУ открылась литературная экспозиция «Немец с русской душой» (Павел Северный), посвященная одному из самых известных писателей дальневосточной эмиграции.

Подробнее...

Талантливая поэтесса Русского Китая. В Харбин попала с войсками генерала Анненкова. Современники называли ее «бардом Белой армии» и харбинской Мариной Цветаевой. В Харбине вышли ее поэтические сборники «Армия песен», «Господи, спаси Россию», «Не покорюсь!», «На звон мечей». После оккупации Харбина перебралась в Шанхай, где опубликовала еще два сборника «На боевом посту» и «Медный гул». Проживала на Филиппинах и в Бразилии. Скончилась в Пуэнте-Альто, пригороде Сантьяго.

Подробнее...

Поэтесса, журналист. По утверждению современников «Она разбудила харбинскую музу». В доме Паркау были организованы первые собрания поэтов участники которых впоследствии вошли в объединение «Молодая Чураевка». Печаталась в «Рубеже», «Русском слове», «Шанхайской заре».

Подробнее...

Поэт, русский председатель харбинского отделения ХСМЛ. Организовал и возглавлял литературное объединение «Чураевка». В Харбине выпустил 5 сборников стихов: «Первая» (1925), «Лаконизмы» (1937), «Полынь и солнце» (1938), «Тропы» (1939), «Под золотым небом» (1943). Свое кредо определял: «лирическая романтика, к сожалению…».

Подробнее...

Поэтесса и танцовщица, «муза» харбинских поэтов. В 1940-м году в Шанхае вышел ее единственный сборник «По земным лугам», а в 2006 году в Москве был опубликован сборник ее стихотворений и воспоминаний «Одна на мосту».

Подробнее...

Харбин был многонациональным городом: после революции он приютил не только русских  (по данным переписи 1913 г., их было подавляющее большинство – 45,03 %), но и украинцев, евреев, татар, грузин, армян, немцев, чехов и др.Храмовые строения разных конфессий и религий придавали облику Харбина неповторимый колорит. Особое место среди культовых сооружений занимали православные церкви и соборы.

Подробнее...